uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Городецкий участок или сага о 68-й отметке
uritsk


Сегодня мы заканчиваем свой путь по Верхней Волге – в Нижнем Новгороде Волга принимает Оку, свой крупнейший правый приток, после слияния с которой начинается среднее течение реки. Географически Волгу принято делить на три участка: Верхняя Волга - от истока до впадения Оки, Средняя Волга – от устья Оки до Жигулёвской ГЭС (а до создания Куйбышевского водохранилища окончанием Средней Волги считалось устье Камы) и Нижняя Волга – от Жигулевской ГЭС до устья. Иногда особо выделяют самую нижнюю часть Волги от Волгограда и плотины Волжской ГЭС до впадения в Каспийское море, где река течет в зоне полупустынь по обширной Волго-Ахтубинской пойме, дробится на рукава и многочисленные протоки, а при впадении в Каспий образует колоссальную дельту. На каждом из этих участков у Волги свои особенности, свои пейзажи, своё лицо.

Сейчас же теплоход приближается к Нижегородской ГЭС, последней из четырёх плотин, расположенных на Верхней Волге. Станция расположена у городов Заволжье (построенного одновременно с гидроузлом) и Городец, в 55 километрах выше Нижнего Новгорода. Работы по созданию Горьковского гидроузла начались сразу после войны, в 1948 году, когда на правом берегу Волги напротив древнего Городца были построены первые микрорайоны Заволжья, нового города энергетиков и начались первые подготовительные работы на месте будущей станции. В 1951 году на ГЭС был уложен первый кубометр бетона, 24 августа 1955 года русло Волги было перекрыто, в ноябре 1955 года станция дала первый ток, а в декабре 1956 года вышла на проектную мощность. Нижегородская ГЭС – самая мощная из четырех станций Верхней Волги.


1. Около восьми утра теплоход заканчивает путь по Горьковскому водохранилищу и входит в аванпорт верхнего бьефа Нижегородского гидроузла, образованный длинной бетонной дамбой.



2. Шлюз Нижегородского (или, как его еще часто называют, Городецкого) гидроузла – двухкамерный двухступенчатый, разделенный промежуточной акваторией. 17-метровый перепад уровней суда преодолевают двумя ступенями: в первом шлюзе опускаются из Горьковского водохранилища в акваторию промежуточного межшлюзового бьефа, большого искусственного водоема длиной около трёх километров, а затем уже во втором шлюзе спускаются до уровня Волги. Всего на Волге два гидроузла такого типа – на Нижегородской и Жигулевской ГЭС. Теплоход приближается к первому из двух Городецких шлюзов.



3. Горьковский гидроузел строился в 50-е годы и, как и многие аналогичные по времени гидросооружения, оформлен в характерном сталинском стиле.



4. По плотине Нижегородской ГЭС проходит дорога, соединяющая Городец и Заволжье.



5. В каждом из двух шлюзов Нижегородского гидроузла судно опускается примерно на 8 метров.



6. Покинув верхний шлюз, судно выходит в акваторию межшлюзового бьефа, находящегося между двумя шлюзами гидроузла.



7.



8. В промежуточном бьефе находится Городецкий судоремонтный завод, а в акватории на якоре стоит около десяти судов, ждущих своей очереди на шлюзование.



9. Наш теплоход бросает якорь рядом со стоящим по соседству теплоходом «А.И. Герцен» и также становится в ожидании.



10. В акватории на якоре стоит много флота: среди них – сухогруз проекта RSD44 «Капитан Юров», одно из новых сухогрузных судов с очень низкой рубкой, предназначенных для работы на внутренних водных путях с возможностью прохода под мостами Санкт-Петербурга без разводки. Необычно выглядит. :)



11. Вышедший вслед за нами из верхнего Городецкого шлюза сухогруз типа «Волго-Дон» также присоединяется к многочисленным судам, стоящим на якоре в межшлюзовом бьефе в ожидании шлюзования.



12.



Крошечный Городец – это главная головная боль речников, одно из «узких мест», главная «пробка» наших внутренних водных путей, которая делит протянувшуюся на 6500 километров Единую глубоководную систему Европейской части России на две части, северную и южную. Ниже Городца, от Нижегородской ГЭС до Нижнего Новгорода располагается лимитирующий, единственный мелководный участок на Волге, чтобы пройти который, суда вынуждены по много часов стоять на якоре в ожидании своей очереди.

Как известно, Волга в настоящее время представляет собой каскад из восьми расположенных друг за другом гидроузлов и водохранилищ: Иваньковское, Угличское, Рыбинское, Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское, Саратовское и Волгоградское. Волжский каскад создавался в целях выработки электроэнергии, регулирования стока рек, (после создания водохранилищ наводнения и серьезные паводки на Волге прекратились) и судоходства: гидроузлы и водохранилища проектировались таким образом, чтобы подпор от каждой последующей плотины распространялся как раз до предыдущей – таким образом, создавался глубоководный путь, доступный для крупнотоннажных судов.

К началу 70-х годов на Волге были построены семь гидроузлов из восьми: незарегулированным оставался лишь участок Средней Волги от Городца до Чебоксар. Замкнуть его была призвана последняя, Чебоксарская ГЭС, строительство которой началось в 1968 году у города Новочебоксарска в Чувашии. Проектная мощность Чебоксарской ГЭС – 1400 МВт (третий показатель среди волжских станций), а образованное плотиной Чебоксарское водохранилище при заполнении до проектной 68-й отметки должно было распространиться до вышележащей плотины Горьковской ГЭС, обеспечить сквозной глубоководный путь с севера на юг и замкнуть Единую глубоководную систему Европейской части России.

Чебоксарское водохранилище создавалось последним из всех волжских водохранилищ. Если при создании первых советских гидроэлектростанций во главе угла стояли мощность ГЭС и интересы судоходства, а в вопросе затопления земель особо не церемонились и всё решалось волевым порядком (вспомним хотя бы город Мологу, полностью ушедший под воду при заполнении Рыбинского моря), то при создании Чебоксарского водохранилища было предусмотрено строительство значительного комплекса инженерной защиты – системы дамб, уменьшающих общую площадь затопления и защищающих ряд населенных пунктов и памятников архитектуры – центр Чебоксар, историческую часть Козмодемьянска, Макарьевский монастырь, часть заречной территории Нижнего Новгорода, замок в посёлке Юрино и др.

Основные работы по строительству Чебоксарской ГЭС велись с 1973 по 1980 годы. В ноябре 1980 года было перекрыто русло Волги и пущен первый агрегат. Весной 1981 года Чебоксарское водохранилище было заполнено до промежуточной, 63-й отметки. Поднять водохранилище ещё на 5 метров, до проектной 68-й отметки планировалось к 1987 году, - к этому времени предполагалось закончить строительство защитных сооружений и завершить переселение людей из зоны затопления.

Защитные сооружения были по большей части достроены, но наступили другие времена, и по поводу Чебоксарского водохранилища начались разногласия между тремя регионами. Перестройка 80-х годов в нашей стране вообще была ознаменована массовыми митингами, выступлениями и народными протестами в самых разных сферах – и далеко не только в сфере водохранилищ и энергетики. Против поднятия уровня Чебоксарского водохранилища стали выступать многие нижегородские общественные организации, проводились активные протесты. В итоге подъем уровня с 63-й до проектной 68-й отметки так и не был выполнен, и водохранилище до сих пор не заполнено до конца. В результате этого в нём намного увеличена площадь заболоченных мелководий, нет полезного объема для регулирования стока Средней Волги; Чебоксарская ГЭС вот уже 30 лет работает лишь на половину проектной мощности, при этом официально так и считаясь недостроенной, а участок Волги от Нижнего Новгорода до Городца до сих пор остаётся мелководным и в несколько раз ограничивает объемы транзитного судоходства по Волге.

В настоящее время рассматривается несколько основных вариантов по завершению строительства Чебоксарского гидроузла и решению проблемы судоходства:
- подъем уровня до проектной 68-й отметки с окончанием работ по обустройству зоны затопления (многие береговые защитные сооружения, 30 лет функционирующие не в штатном режиме, обветшали);
- подъем уровня до промежуточной 65-й отметки и строительство выше Нижнего Новгорода дополнительного малого гидроузла для обеспечения глубин на Городецком участке;
- фиксация уровня на существующей 63-й отметке и строительство малого гидроузла.

Дискуссии о решении вопроса идут на самых различных уровнях и инстанциях уже много-много лет, проходят крайне медленно, сопровождаются протестами различных общественных и экологических организаций, информационной борьбой регионов. Так, Чувашия, поддерживаемая энергетиками, выступает за подъём Чебоксарского водохранилища, а Марийская республика и Нижегородская область, опасающиеся подъема уровня и возможных его последствий – категорически против. Очень многие в Нижнем выступают за то, чтобы всё просто оставалось так, как есть сегодня.

Не надо думать, что Чебоксарская ГЭС – единственная, имеющая такую проблему. Так, аргентинско-парагвайская ГЭС Ясирета на реке Парана 17 лет работала на промежуточном уровне, пока в Аргентине и Парагвае шли долгие экономические и организационные споры о функционировании ГЭС, объемах затапливаемых земель, экологических аспектах, переселении жителей. В итоге две заинтересованные в решении проблемы страны смогли прийти к обоюдному решению, достроить устраивающую всех очень сложную систему инженерной защиты, переселить жителей ряда поселений в новые гораздо лучшие условия, заполнить водохранилище до проектной отметки и успешно вывести эту крупную ГЭС на проектную мощность. Это случилось в 2011 году и потребовало 17 лет. У нас вопрос тянется уже более 30 лет, и конца ему пока не видно.

13. В настоящее время прохождение мелководного Городецкого участка крупными судами возможно лишь утром, в среднем 4 часа в сутки – в это время для кратковременного увеличения глубин ниже Городца осуществляются специальные сбросы воды с Нижегородской ГЭС. Именно в ожидании этого сброса мы и стояли на якоре между шлюзами. Около 10 утра с ГЭС дали воду, и наш теплоход направился в нижний Городецкий шлюз.



14.



15.



16. Опускаемся ещё на 8 метров.



17. После шлюза теплоход следует длинным подходным каналом.



18. Вперед уходит очерченная бакенами извилистая узкая дорожка судоходного фарватера – мы движемся по самому мелководному участку Волги.



19. В Городце расположен судостроительный завод, с борта теплохода хорошо видны его цеха и строящиеся в них баржи.



20. Слип, по которому построенные суда спускаются на воду.



21. Мы покидаем подходной канал Нижегородского гидроузла и входим в русло Волги. Здесь, непосредственно ниже Городецких шлюзов, находится самый мелководный участок реки, лимитирующий движение и осадку судов при сквозном судоходстве с севера на юг по Единой Глубоководной системе. Справа открывается панорама Волги и Нижегородской ГЭС.



22.



Оставив подходной канал, теплоход выходит на узкий фарватер мелководного Городецкого участка. При заполнении Чебоксарского водохранилища до проектной отметки уровень воды поднялся бы здесь примерно на полтора метра, и это решило бы проблему судоходства. Сейчас прохождение крупных судов на Городецком участке возможно лишь четыре часа в сутки – при сбросе воды с Нижегородской ГЭС. Но и в это время гарантированная глубина почти на метр меньше необходимой (3,25 м вместо 4,0 м). Самые крупные суда для прохождения этого участка вынуждены разгружаться – иногда прохождение Городца у крупного транзитного флота может занимать до двух недель. Если бы проблема мелководья была решена, объем сквозного транзитного судоходства по Волге вырос бы в несколько раз.

23. Круизные суда, в отличие от грузовых, не стоят у Городца неделями в ожидании очереди и воды, а следуют в приоритетном порядке по расписанию. «Афанасий Никитин» выходит в Волгу. Здесь мелко, очень мелко – даже при навигационных сбросах воды.



24.



25. Справа по борту остаются индустриальные предприятия Заволжья.



26. Новый круизный причал Городца был обустроен недавно, но из-за мелководья туристические теплоходы швартуются у него редко – чаще теплоходы, заходящие в Городец, останавливаются у старого причала в межшлюзовом бьефе.



27. От Городца до Балахны – особо мелководный 15-километровый участок, не проходимый крупными судами большую часть суток. Это – главный лимитирующий участок наших водных путей.



28.



29. Теплоход идёт по извилистому узкому фарватеру и минует многочисленные рейды судов. Первый из них находится непосредственно ниже Городца. Эти суда уже отстояли долгую очередь, прошли цепочку рейдов и по высокой утренней воде скоро направятся в Городецкие шлюзы.



30.



31. Два туристических теплохода освободили шлюзы – и груженые наливные составы пошли им навстречу на шлюзование вверх.



32. Если оставить за скобками проблемы судоходства, Городецкий участок очень интересен – это единственное место на всей Волге от Твери до Волгограда, где можно увидеть реку в абсолютно естественном виде. Быстрое течение, низкие берега, роскошные песчаные пляжи на отмелях, по пути к Нижнему Новгороду река делает здесь несколько крутых излучин. Красота!



33.



34.



35.



36. Как здорово летним днём нежиться на волжском песочке! Это излюбленные места среди рыбаков и туристов.



При гипотетическом заполнении Чебоксарского водохранилища до проектной отметки уровень воды на мелководном участке поднялся бы от 1,5 метров у Городца, до 4,5 метров у Нижнего Новгорода. Впрочем, и сейчас при весенних половодьях Волга поднимается порой намного выше пресловутой 68 отметки – так, в отдельные годы весной вода в Нижнем Новгороде поднимается до уровня 71-72.

Теплоход продолжает движение по Волге и приближается к Балахне, крупному промышленному городу Нижегородской области. У Балахны находится следующий рейд судов, ждущих своей очереди на прохождение лимитирующего участка и Городецких шлюзов. Сегодня на рейдах я насчитал суммарно порядка 20 судов, что ещё относительно немного – так, периодически на рейдах в ожидании воды стоит одновременно до 50 единиц флота.

37. Следуем дальше по извилистому фарватеру. На Городецком участке всегда интересно – красивые места, узкая река, много попутного, встречного и стоящего на рейдах флота. А еще тут всегда расходится много круизных теплоходов, расписание которых составлено так, чтобы пройти мелководья утром по высокой воде. У теплоходов линии Москва – Астрахань в районе Балахны всегда происходит особый ритуал – здесь встречаются суда, идущие в Астрахань и обратно. Так и сейчас – впереди показался встречный теплоход астраханской линии, «Иван Кулибин».



38. Это брат-близнец нашего теплохода, проекта 26-37 чехословацкой постройки. Суда расходятся здесь совсем близко – экипажи и многочисленные туристы тепло приветствуют друг друга, а теплоходы обмениваются громкими басовитыми гудками.



39.



40. Следуем вдоль Балахны – высокие волны, возникающие прямо за кормой, означают, что под корпусом очень маленький запас, и глубина совсем небольшая.



41. Набережная Балахны высокая и бетонная - она рассчитана на проектную 68-ю отметку: при гипотетическом заполнении сюда придут воды Чебоксарского водохранилища, и уровень поднимется примерно на три метра. Под проектный уровень рассчитаны набережные и защитные сооружения большинства населенных пунктов от Городца до Чебоксар.



42. Девушка на фото справа как раз из Балахны, и говорит по телефону с кем-то из родных, стоящих напротив неё на берегу. :)



43. Навстречу идёт ещё один круизник – большой четырехпалубный теплоход 301-го проекта «Нижний Новгород».



44. И ещё один рейд грузового флота – они, в отличие от круизных теплоходов, вынуждены долго ждать своей очереди, продвигаясь по лимитирующему участку крайне медленно, от рейда к рейду.



45.



46.



47. Ниже Балахны Волга делает крутой поворот, а на одном из перекатов постоянно работает земснаряд.



48. Что ни говори, а этот мелководный участок – один из самых интересных на Волге: мы проходим очень живописные местечки, постепенно приближаясь к пригородам Нижнего Новгорода. Это излюбленные места отдыха горожан!



49.



50.



51.



52.



53.



54.



55.



56.



57.



58.



59. И снова караван встречного грузового флота.



60. По-видимому, наливная баржа из Башкирии, с реки Белой.



61. А мы идём уже по городской черте – справа виден затон и огромные цеха судостроительного завода Красное Сормово, одного из главных судостроительных предприятий нашей страны. На переднем плане хорошо видно очередное достраивающееся ярко-зелёное судно типа «ВФ Танкер» - серии очень крупных танкеров, предназначенных для работы как на реке, так и на море.



В низовьях Волги мы увидим несколько уже готовых таких судов в работе. По сравнению со старым флотом эти современные махины очень впечатляют! Танкерный флот сейчас вообще стремительно обновляется – в низовьях Волги, на Дону и Волго-Донском канале работает по большей части новый современный флот, выполняющий перевозку различных нефтепродуктов от нефтеперерабатывающих заводов нижнего Поволжья, юга России, Каспия по внутренним водным путям в Азовское и Черное моря. И значительная часть нового флота строится именно на нижегородском заводе Красное Сормово.


62. С борта теплохода уже хорошо видна гористая центральная часть Нижнего Новгорода. Вдоль этой возвышенности к Волге приходит красавица Ока. Теплоход приближается к совмещенному автомобильно-железнодорожному Борскому мосту, единственному через Волгу в Нижнем Новгороде, соединяющему Канавинский и Московский районы города с Борским районом Нижегородской области.



63. Борский мостовой переход состоит из двух параллельно расположенных мостов, железнодорожного и двухуровневого совмещенного. Железнодорожный мост был построен в 1932-1935 годах, а параллельный двухуровневый авто-железнодорожный – в 1965-м.



64.



65. Для увеличения пропускной способности Волжского моста параллельно ему действует понтонный мост, наводящийся несколько раз в сутки.



Борский мост давно задыхается от пробок и не справляется с потоком машин. Строительство ещё одного автомобильного моста через Волгу жизненно важно для Нижнего Новгорода. Существует несколько проектов – мост в районе Подновья ниже центра города, а также строительство ещё одной, третьей, чисто автодорожной, очереди Борского моста. Оба эти проекта получили положительное заключение Главгосэкспертизы (Подновский – в 2009-м, Борский – в 2013 году). Оба этих моста предусмотрены планом развития города - при этом Подновский проект оставлен на более дальнюю перспективу, а вот строительство нового Борского моста должно начаться уже в самое ближайшее время: это будет металлический арочный мост с вантами-подвесками.

66.



67.



68. Теплоход следует вдоль новых кварталов Нижнего Новгорода. Хорошо, наверное, жить в таком доме с видом на Волгу! :)



69.



70. Впереди открывается широкое водное пространство – справа в Волгу впадает Ока, а прямо по курсу открывается потрясающая панорама древнего Нижегородского Кремля. Мы в Нижнем Новгороде – столице Поволжья, одном из самых больших и красивых городов на берегах великой русской реки.



А наше путешествие по мелководному Городецкому участку заканчивается – в Нижнем Новгороде Волга принимает полноводную Оку, а чуть далее начинается подпор Чебоксарского водохранилища при нынешней его отметке. Заканчивается тут и Верхняя Волга – дальше начинается среднее течение реки. Впереди до самой Астрахани нас снова ждёт широкая водная дорога.

К оглавлению >>>


  • 1
Спасибо за репортаж! Очень сильно!

Пожалуйста! Рад, что заинтересовало! :))

>> Хорошо, наверное, жить в таком доме с видом на Волгу!

Да, вид-то хорош! Но вот именно с этим новым районом есть много засад: и качество постройки домов ниже плинтуса, и транспортная доступность по сути, никакая...

А Новый Борский мост тоже твоя контора проектирует-то? ;)

Понятно. Ну да, мне многие нижегородские знакомые говорили примерно то же. Хотя без пробок от него до Стрелки по ночному Нижнему было всего ничего на маршрутке. :)))

Да, стадию "Проект" Волжского моста делали мы. Стадия "Проект" была закончена той зимой, весной было получено положительное заключение госэкспертизы.

http://www.giprostroymost.ru/ru/news/events/335-volzskii

На ближайший год запланировано выполнение рабочего проекта моста и затем начало строительных работ.

Ага, ясно! :)

Да, вот про мосты ещё... У нас тут на днях на нижегородском форуме панику подняли: под метромостом стоянка автомашин нынче, так там на крыши машин стали натурально падать болты, сломанные "на срез", видимо из конcтрукций моста.

Вот мне интересно - насколько это "штатная" ситуация? :)


***
Вот тема на форуме, там и фото болтов есть:

http://www.nn.ru/community/auto/main/s_metromosta_padayut_bolty.html

Edited at 2013-08-31 09:22 am (UTC)

Ну вообще, в штатном режиме высокопрочные болты мостов конечно не должны срезаться и вылетать - они вообще работают по-другому, за счет силы трения обжатия пакета гайка-шайба-головка мощным усилием натяжения 22,4 тонны на каждый болт. Это усилие контролируется в каждом болтовом стыке инспектором технадзора. Каждый болт - это очень мощное соединение, несущее на себе около 10 тонн нагрузки.

С другой стороны, это же могут быть просто какие-то болты, оставшиеся на конструкции со стройки. Кто его знает. В любом случае, в такой ситуации надо разбираться - я понимаю, там эксплуатационщики оперативно среагировали, пошли смотреть что к чему.

Edited at 2013-08-31 09:49 am (UTC)

Угу, принято.
Спасибо за разъяснение!

Вот что не нравится в Нижнем, так это то что он постоянно утопает в смоге(на 59 фотографии видно сразу что это НН), выйдешь на откос посмотреть на нижнюю часть города, так там один смог и горизонта не видно. Плохо у нас с экологией в Нижнем, трамваи ликвидируют, троллейбусные ветки не строят, так ещё и исторические парки хотят срубать. На днях собираюсь написать мэру, чтоб выделили отдельные полосы для общественного транспорта. Пробки тоже капец, одни из первых по России.

Честно говоря, до этого как-то не очень замечал нижегородский смог, - по крайней мере, не сказал бы, что он явно больше, чем в других городах. Может просто не обращал внимание. А вот нижегородские пробки хорошо помню - когда в 2010 году ремонтировали Канавинский мост, в районе центра и Стрелки можно было простоять очень-очень долго. В этом году, правда, оба раза был в Нижнем в выходные дни, когда на улицах было пусто...

Если наполнят водохранилище до 68-й отметки это будет очередной экологической катастрофой. Современное водохранилище накапливает в себе паводковый расход, у него есть резерв. А если заполнят до 68-й, то паводок придётся сбрасывать вниз, устраивая подтопления территорий в Татарстане и Чувашии.
А с мелководьем у Городца есть единственный способ борьбы - построить низконапорный гидроузел у пос. М. Козино. С ещё одним шлюзом наподобие Кочетковского на Дону. Большие гидроузлы наша стройиндустрия вряд ли осилит ( причина - убогие инженерные кадры и суперкоррупция, а таджики - тупые для таких строек), а вот малый гидроузел могли бы. Лет так за десять.
Как то так.

Всё ровно наоборот - современное Чебоксарское водохранилище не накапливает в себе ничего, у него нет полезного объема. Чебоксарское водохранилище будет являться регулятором стока как раз именно при проектном наполнении. А сейчас весь объем воды волжского каскада регулируется в основном вышележащими Рыбинскими и Горьковскими водохранилищами, а также нижележащими Куйбышевским и Волгоградским. Через Чебоксарское водохранилище в его нынешнем виде паводки пропускаются транзитом. Про Чебоксарское вдхр и якобы катастрофический вред от его проектного наполнения вообще довольно много мифов - вот довольно интересный материал об этом:

http://saiga20k.livejournal.com/18623.html

Сейчас проект завершения создания Чебоксарского водохранилища закончен и проходит экологическую экспертизу, затем будет Главгосэкспертиза. Какой будет итог - не знает никто. В любом случае, решение будет приниматься на уровне высшего руководства страны. Если вообще когда-либо будет. :))


Прочитал. В принципе убедительно написано для людей, незнакомых с гидрогеологией. Увеличение уровня воды вдхр-ща вызовет подъём УГВ. И далее - прощай Керженецкий лес.
Очень сильно надеюсь, что здравый смысл преобладает и очередное чудовище не будет построено.
Вы же, Андрей, вынужден констатировать, технократ. Не задумываетесь о последствиях безудержного научно-технического прогресса. Не дай Бог, такие как Вы окажутся у руля нашей страны!
...А пишите Вы очень здорово...

Почему земснарядом нельзя углубить форватер у Городца?

Дноуглубительные работы приведут (и уже привели)к дальнейшей просадке русла и ещё меньшей глубине в нижнем бьефе и на нижнем короле Городецкого шлюза.

Значит надо не забирать грунт со дна, а добавлять
его, что повысит уровень воды ??

  • 1
?

Log in

No account? Create an account