uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Волга от Дубны до Углича
uritsk



Оставив за кормой Иваньковский гидроузел, теплоход выходит в коренное русло Волги, пятой по величине реки России и крупнейшей реки Европы.

1. Иваньковская ГЭС – самая верхняя ступень Волжского каскада гидроэлектростанций, самая первая ГЭС на Волге, введенная в эксплуатацию в 1937 году. Мощность её по сравнению с другими ГЭС совсем небольшая, но её значение трудно переоценить – образованное плотиной Иваньковское водохранилище питает водой Канал имени Москвы, о важнейшей роли которого в жизни столицы я писал в прошлой части.



2. В районе Дубны Волга – совсем небольшая река. Даже несмотря на то, что уровень её здесь поднят плотиной нижележащей Угличской ГЭС (вся Волга от Твери и до самого Волгограда по сути дела представляет собой цепь последовательно расположенных водохранилищ) ширина русла в отдельных местах тут всего несколько сотен метров.



3. На берегах реки в Подмосковье много туристов. Вскоре после Дубны Волга покидает Московскую область. Следующий город Кимры - принадлежит Тверской области.



4. Издалека видны пролеты Кимрского автодорожного моста и панорама самого города.



5. Несмотря на относительную близость к Москве, Кимры – небольшой, достаточно провинциальный городок. С теплохода хорошо видна пристань, расположенная чуть в стороне от центра города.



6. Кимрский мост был построен в 1978 году по типовой для тех времен консольной конструкции из сборных железобетонных блоков, объединенных напрягаемой арматурой (т.н. «шашлычная конструкция»). Таких мостов в то время было построено довольно много (быстро, просто, индустриально, в то время в автодорожных мостах вообще был в моде сборный железобетон), и многие из них через 20 лет оказались аварийными. Кимрский мост не стал исключением – в 90-х годах прогибы пролетных строений достигли критических значений, и в 2005-2007 годах Кимрский мост подвергся глобальной реконструкции – впервые в России была выполнена вантовая система усиления аварийных русловых пролетов.



7. Грузовое судоходство на Канале имени Москвы и Волге от Дубны до Рыбинского водохранилища не столь оживлённо, по сравнению с нижележащими участками реки (этот участок Волги в значительной степени «тупиковый» - в настоящее время по нему возят в основном песок и стройматериалы для столицы, плюс местные перевозки), тем не менее, и тут весьма интересно – флота на Волге всегда много.



8. В последние годы на Волге появилось много яхт, а вблизи столицы и других крупных городов их вообще несметное количество.



9. Ниже по реке на правом берегу Волги (точнее Угличского водохранилища – подпор от ГЭС здесь уже очень существенный) расположен посёлок Белый Городок, где расположен затон и судостроительно-судоремонтный завод.



10. Напротив Белого Городка находится очень живописное местечко Сосенки – здесь туристические теплоходы делают зеленую стоянку. У нашего теплохода стоянка Сосенки будет на обратном пути.



11. Сосновый бор, песочек, Волга и мелководный залив с противоположной стороны. Очень хорошее место!



12. Продолжаем путешествие по Угличскому водохранилищу… Ниже по течению берега отступают чуть дальше. Угличское водохранилище протянулось от плотины вышележащего Иваньковского гидроузла до Угличской ГЭС. По площади оно относительно небольшое – на участке от Дубны до Кимр долина реки неширока, не более 1 километра. Лишь здесь, ниже по течению, когда проплываешь мимо превратившихся в большие заливы устьев рек Медведицы и Нерли, берега расступаются до 3 километров и далее.



13. На водных просторах.



14. Теплоход минует трёхпролетный Кашинский мост, состоящий из двух очередей, автодорожной и железнодорожной. Железнодорожный мост был построен в 1919 году и перестроен в 1930-х годах - тогда в связи с образованием Угличского водохранилища и поднятием уровня воды рядом со старыми опорами возвели новые, на которые перенесли пролетные строения. Автодорожный мост параллельно железнодорожному был построен в 1977-1980-годах, когда неиспользовавшиеся старые опоры железнодорожного моста нарастили и установили на них новые автодорожные пролетные строения.



15. Недалеко отсюда расположен город Кашин, очень уютный городок Тверской области, куда иногда возят автобусные экскурсии при стоянке теплохода в соседнем Калязине.



16. Мы же продолжаем маршрут и приближаемся к Калязину, ещё одному очень известному городу Верхней Волги. При образовании Угличского водохранилища в 1939-1940 годах значительная часть территории исторического центра города, включая многочисленные памятники истории и архитектуры, была затоплена. Перед затоплением большая часть старого города была разобрана – сохранилась лишь высокая колокольня Никольского собора, раньше стоявшая на центральной городской площади. После заполнения водохранилища нижний ярус колокольни оказался под водой, и теперь она понимается из воды словно маяк, напоминая о том, как сильно человек изменил Волгу в XX веке. В начале 1990-х годов вокруг основания колокольни соорудили рукотворный насыпной остров, чтобы защитить памятник от разрушения. Прохождение затопленной Калязинской колокольни – одна из изюминок теплоходных маршрутов по Верхней Волге.



17. На этой фотографии хорошо видна центральная улица Калязина, уходящая в воду. На продолжении этой улицы, скрытой под водой, на центральной площади и стояла когда-то Калязинская колокольня.



18. Напротив Калязина на Угличском водохранилище находятся поросшие лесом и кустарником небольшие Монастырские острова. Раньше здесь, тогда ещё на берегу Волги, располагался Троицкий Макарьевский мужской монастырь, разобранный перед затоплением. Сейчас на одном из островов сооружена небольшая часовня, верхушка которой видна с теплохода.



19. Продолжаем движение вниз по Угличскому водохранилищу.



20.



21.



22. Теплоход «Афанасий Никитин», на котором мы путешествуем, был построен в 1959 году на судоверфи Комарно в Чехословакии, до 1975 года назывался «Мир» и все эти годы работал на линии Москва – Астрахань.



23. Палубы опустели – первую смену пригласили на обед... :)))



24. Продолжаем маршрут по территории теперь уже Ярославской области. Слева по борту нельзя не заметить шикарную церковь села Прилуки.



25. Если грузовое движение на этом участке Волги сейчас не слишком оживлённое, то пассажирское – ровно наоборот! Здесь всегда много пассажирских теплоходов, как попутных, так и встречных – значительная часть из которых работает на круизах Москва – Ярославль - Санкт-Петербург, и после Рыбинского водохранилища уходит с Волги на север, на Волго-Балтийский водный путь. Ниже Ярославля пассажирских теплоходов на Волге становится ощутимо меньше. Навстречу проходит четырёхпалубный теплоход проекта 92-016 «Мстислав Ростропович». До 2007 года он носил имя «Михаил Калинин», позднее, в 2008-2011 годах был полностью перестроен и сейчас является одним из самых комфортабельных российских речных круизных судов.



26. Ещё один встречный – «Сергей Дягилев». Как и большинство аналогичных судов, он работает на линии Москва – Санкт-Петербург преимущественно с иностранными туристами. Этот ростовский четырёхпалубный теплоход 302 проекта безошибочно определяется издалека по гербу Ростова-на-Дону на носу и до 2011 года носил имя «Новиков-Прибой». Мне до сих пор как-то привычнее его старое название. В последние буквально пару-тройку лет многие круизные теплоходы были переименованы – это вполне обычное и нормальное явление в мировой круизной практике. Но просто за всеми новыми именами не уследишь, особенно если предыдущие 20 лет ты знаешь теплоход под другим именем. :))



27.



28. Параллельно нам движется теплоход «Русь». Он также идёт по традиционному маршруту Москва – Ярославль – Санкт-Петербург. Его никогда не переименовывали со времени постройки – «Русь», кстати, видна на одной из фотографий 1990 года, которые я приводил во введении (спустя 23 года как сейчас помню, что он стоял вторым бортом за теплоходом «Сергей Есенин»).



29. Теплоход приближается к Угличской ГЭС – справа открывается панорама гидроузла. Угличская ГЭС – вторая ступень Волжского каскада гидроэлектростанций, вторая она и по времени строительства: станция была пущена в эксплуатацию перед войной, в 1940-1941 годах. Мощность её относительно небольшая (120МВт), хотя вышележащую Иваньковскую ГЭС Угличская мощнее почти в четыре раза.



30. Судоходный шлюз расположен левее плотины. Арка Угличского шлюза – одно из самых красивых и легко узнаваемых гидросооружений на Волге. А ещё в Угличском шлюзе давным-давно, в середине 1990-х, жила рыжая лошадь, так обожаемая всеми без исключения туристами. :)



31. Герда тоже очень любит круизы – правда, предпочитает не туристические теплоходы, а яхту своих хозяев. :)



32. Шлюзование в Угличском гидроузле «Афанасий Никитин» проходит вместе с теплоходом «Русь».



33. На борту «Руси» путешествуют преимущественно иностранные туристы – из США, Германии, Франции, Норвегии, Турции, Японии. Были и наши соотечественники. Мне доводилось несколько раз ходить в круизы по нашим рекам совместно с иностранными туристами – это тоже здорово и интересно. Хотя я вообще-то никогда не делю людей по национальностям. :)



34. Закончив шлюзование, теплоход подходит к причалу древнего Углича – первой стоянки маршрута, одного из красивейших городов «Золотого кольца» и одного из наиболее часто посещаемых круизными судами малых городов Волги.



35.



К оглавлению >>>


?

Log in

No account? Create an account